MyLove24.ru

Эффект Матфея: почему богатые богатеют, а бедные беднеют

0 33

«Эффект Матфея» получил свое название благодаря Притче о талантах, которая упоминается в Евангелии от Матфея…

Эффект Матфея: почему богатые богатеют, а бедные беднеют

«Эффект Матфея» получил свое название благодаря Притче о талантах, которая упоминается в Евангелии от Матфея.

Притча повествует о некоем господине, который раздал разное количество талантов (так называлась счетно — денежная единица, проще говоря — «деньги», в некоторых странах древнего мира) своим слугам, «каждому по силе его».

Первому он дал пять талантов, второму — два, а третьему — один. И попросил распорядиться ими наилучшим образом во время его отъезда.

По возвращении господин потребовал у слуг отчета.

Тот, кто получил пять талантов, вложил их в дело и приобрел еще пять талантов. Получивший два таланта, приобрел еще два. Тот же, кто получил один талант, попросту говоря, оплошал. Испугавшись жестокости господина со словами «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал», он закопал выданный ему талант в землю, за что и был наказан.

Притча многим из нас знакома и запомнилась своими строками: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет».

Фраза, казалось бы, лишенная привычной современному человеку логики.

Фраза, будто намекающая на закономерность несправедливости в этом мире: богатые богатеют, а бедные беднеют; сильные становятся сильнее, а слабые ослабевают.

Оказывается, здесь есть психологический феномен, который можно научиться использовать.

Психологический феномен Эффекта Матфея

Термин «эффект Матфея» был предложен американским социологом Робертом Мертоном в середине 70-х гг. ХХ века. Феномен сперва прослеживался в академической среде. Роберт Мертон отмечал, что «знаменитым ученым воздаются несоразмерно большие почести за их вклад в науку, тогда как заслуги относительно мало известных ученых часто оцениваются несоразмерно низко, хотя вклад их нередко бывает сопоставимым». Затем социолог экстраполировал «эффект Матфея». Феномен привлек внимание исследователей, и был подтвержден в других контекстах.

В 2013 году Джоан Роулинг, автор серии книг о Гарри Поттере и одна из самых известных современных писательниц Великобритании, выдала детективный роман «Зов кукушки» под псевдонимом Роберт Гэлбрейт. Книга провалилась в продаже: до того, как стало известно настоящее имя автора, было куплено всего полторы тысячи экземпляров. Когда же агент Джоан Роулинг подтвердил редактору Sunday Times, что Роберт Гэлбрейт — ее псевдоним, продажи выросли на 4000%. Все те случаи, когда включается влияние личного бренда — действие «эффекта Матфея».

«Эффект Матфея», который является ничем иным, как комбинацией хороших стартовых условий и накопительного эффекта, работает далеко не во всех точках нашей жизни. Это все равно, как если бы от природы вам были даны красивые ноги, но безобразные уши, и вы делали все возможное, чтобы окружающие видели ваши уши, но не видели ваших ног.

Скорее всего, еще с детства вы знаете, что прежде всего нужно демонстрировать свои плюсы. Но если в контексте внешности мы привыкли использовать «эффект Матфея», то в других аспектах жизни неосознанно игнорируем его.

Как его использовать?

Нередко вместо того, чтобы усиливать сильные черты, мы зачем-то развиваем слабые, забывая о своих ключевых компетенциях. Речь идет как о внешности, так и о внутренних качествах. И если, смотря в зеркало, мы можем сразу же заметить плюсы своей внешности, то со способностями не все так легко.

Упражнение «Квадрат Декарта»

Возьмите лист А4 и разделите пространство на четыре части. Каждый квадрат заполните своими ответами:

  1. «++»: умею и люблю это делать. «Вытаскивать косточки из вишен», «играть на барабанах», «рисовать маслом» — пишите о всех своих предпочтениях.
  2. «+-»: умею, но не люблю это делать. Пишите все, что у вас получается прекрасно и легко, но вам не особо интересно это делать. Скажем, «готовить еду»  или «декламировать стихотворения».
  3. «-+»: не умею, но люблю это делать. Пишите все, что очень хочется и нравится делать, но вы считаете, что получается у вас не очень хорошо… Например, «выступать перед аудиторией».
  4. «—»: не умею и не люблю это делать. «Кататься на лошади», «заниматься банджи-джампингом», «собирать туристическую палатку»… Не исключено, что заполнение этой ячейки вызовет замешательство. Не страшно — это подглядывание в одну из ваших слепых зон.

Какой же из этих четырёх пунктов может дать нам «эффект Матфея»?

Думаете, первый?

Нет. ВТОРОЙ!

Именно выполняя второе задание, вы перечислите свои «закопанные» таланты.

Как ни странно, но те способности, что даны нам с рождения, редко нами ценятся и редко доставляют нам грандиозное удовольствие. Мы чаще всего относимся к ним, как к чему-то само собой разумеющемуся.

А теперь по-новому посмотрите на все то, что у вас легко получается.

Позвольте себе увидеть силу возможностей «эффекта Матфея» и получить новый уровень доступа к спрятанным в вас ресурсам.

Упражнение на усиление своих сильных сторон

Применяйте свои «закопанные» таланты к разным аспектам жизни в течение месяца. Снова и снова делайте то, что у вас прекрасно получается. Усиливая свои сильные черты, вы сможете создать во всей системе под названием «Я» новый уровень энергии и перейти на следующий уровень вверх.

Это не значит, что усиливать слабое не нужно. Когда мы усиливаем слабое, мы создаем некий новый баланс в системе. Но если наша задача — включить «эффект Матфея», чтобы включить мощное движение, необходимо какое-то время акцентировать внимание именно на сильных качествах.

По материалам сайта alunika.com 

 

Новое видео:

Источник

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии