MyLove24.ru

Дислексия или «невнимательный». Как распознать нарушения у школьника

0 26

И почему учитель не решит проблему Дарья Рощеня Елена Глебова 8 мая, 2024 8 мая, 2024. Дарья Рощеня Елена Глебова И почему учитель не решит проблему


                        Дислексия или «невнимательный». Как распознать нарушения у школьника

Фото: freepik.com Родители читают ребенку вслух, снова и снова сажают его за книги — а результата нет. Как ни старается, читает медленно и с ошибками, получая двойки. По каким признакам взрослые могут распознать у школьника дислексию и дисграфию и чем можно помочь детям с такой особенностью, рассказывает заведующая лабораторией нейропсихологии Института развития мозга РУДН и нейропсихолог центра КРАН Елена Глебова.

Как распознать дислексию у взрослых

— Сегодня многие люди говорят, что у них дислексия, поэтому они делают ошибки в письменной речи. Всегда ли это так?

— Единичные ошибки не имеют отношения ни к дисграфии, ни к дислексии, особенно у взрослых. Это неграмотность. А вот если 14-летний подросток читает со скоростью 40 слов в минуту и делает 15 ошибок в пяти строчках диктанта — тут можно заподозрить и дислексию, и дисграфию. 

С дисграфией сложнее. Обнаружить грань между безграмотностью, нарушением формирования чувства языка и способностью овладения письменной речью сложно. Главный признак дисграфии — количество ошибок на письме. Безграмотный человек, например, всегда будет делать единичные ошибки. В основном они будут орфографическими, пунктуационными или касаться словарных слов. Но если ошибок много, они разные, хаотично появляются там, где, казалось бы, нельзя ошибиться — с высокой степенью вероятности мы имеем дело с дисграфией.

Актриса Кира Найтли призналась, что она дислексик. Многие другие известные люди жили с этой особенностью: Альберт Эйнштейн, Джордж Буш…

— Соглашусь, что отношение к грамотности сильно поменялось за последние десятилетия. Даже в крупных СМИ допускаются ошибки, и это воспринимается как само собой разумеющееся. В YouTube могут быть совершенно неграмотные подписи, ошибки в словарных словах, но это тоже никого не смущает. 

Если вернуться к проблеме дислексии, то есть множество профессий, в которых читать вообще не нужно. Другое дело, что есть допуск к овладению этими профессиями. 

Если я мечтаю быть успешным стоматологом, может быть читать художественную литературу мне и не нужно, но поступить в вуз без ЕГЭ по русскому не получится. 

Дислексия — это расстройство базовых функций, которые обеспечивают не только чтение и письмо, но и участвуют в других видах деятельности. Поэтому не стоит отказываться от занятий с нейропсихологом и логопедом, если у вашего ребенка выявили такую особенность.

Ошибки, по которым можно распознать дислексию 

— Что такое дислексия и дисграфия?

— Дислексия и дисграфия внесены в Международную классификацию болезней. Они характеризуются стойким нарушением чтения и письма, которое мешает освоению школьных навыков, а значит, ведут к неуспеваемости. 

Навык устного чтения складывается окончательно к концу начальной школы. Если к пятому классу он не сформирован, можно говорить о дислексии. 

Человек с дислексией читает не больше 40 слов в минуту, с трудом понимает прочитанное, читает слова неправильно. Может читать про себя, в целом понимать содержание текста, но автоматизации навыка так и не наступает. 

От 3% до 20% детей живут с дислексией и дисграфией. У мальчиков эти расстройства встречаются в 4,5 раза чаще, чем у девочек.

— Как вовремя распознать у ребенка эти расстройства?

— Есть средние нормы чтения. Можно посмотреть тексты, которые подобраны специалистами по возрастам, и попробовать почитать. При этом важно обращать внимание на плавность чтения, понимание содержания. Скорость — это показательный параметр, но не определяющий. 

Например, есть дети, которые читают с интонацией, видят точки и понижают голос в конце предложения, повышают перед запятой, выдерживают интонационно и темпоратольно, читают без ошибок, но делают это медленно. В этом смысле они вписываются в норму и патологий у них нет.


                        Дислексия или «невнимательный». Как распознать нарушения у школьника

Люди с дислексией не умеют выражать интонацию голосом. Чтение у них скандированное, побуквенное, послоговое. Порой такие дети пытаются сами компенсировать проблему — делают паузу, про себя читают, потом произносят. Но так как чтение требует все-таки скорости, а она тут страдает, они додумывают окончания слов, переставляют буквы в слове. При этом самого ребенка это не смущает. Это значит, что он не помнит, что было до этого, то есть не может сопоставить неправильно прочитанное с тем, что было раньше. 

Также у ребенка с дислексией могут быть нарушены зрительные образы букв, которые связаны с пространственным мышлением и зрительным восприятием. Поэтому многие дети пишут буквы зеркально или не туда ведут элементы буквы, неправильно прорисовывают их.

Что еще касается письма, то дети с дисграфией чаще всего делают фонематические ошибки, путают оппозиционные согласные, которые могут писать рандомно. 

— В каком возрасте у ребенка формируется навык чтения?

— Условно навык чтения формируется к концу второго, а порой даже первого класса. Есть нормы для каждого возраста, от года к году они выше. Последний раз технику чтения проверяют при переводе в пятый класс. Считается, что к этому моменту дети в среднем читают так, как нужно, практически на уровне взрослого. Значит, надобности отслеживать навык дальше уже нет. 

Но если к концу начальной школы, в 10–11 лет, навык не сформирован, если ребенок занимается, читает, что положено и задает учитель, но автоматизации не происходит, можно заподозрить дислексию. 

Дальше добавляются другие проблемы, ведь в средней школе ребенку приходится очень много читать. Чтение для таких детей — энергозатратный процесс, и полноценно учиться, успевать за темпом класса у них не получается, несмотря на все старания. 

Почему так трудно читать и писать

— Давайте попробуем разобрать процесс письма и чтения с точки зрения нейропсихологии. В какой момент происходит сбой, если у человека дислексия или дисграфия?

— Чтение и письмо — сложные социальные и интеллектуальные функции. Они формируются только в социальной среде: если не обучать чтению и письму, ребенок их не усвоит никогда.

Письменная речь — сложная форма речи. В основе ее лежат функции, которые требуют комплексного обеспечения низшими психическими функциями, связанными с работой определенных структур мозга. Для развития речи важен фонематический слух. 

Представьте себе, что учитель диктует текст, который следует записать.

Первый шаг. Ребенок должен различать фонемы родного языка, вычленять, дифференцировать их в слове. То есть первое, что делает мозг (его левая височная доля и мозжечок): слыша звук, вычленяет фонему.

Второй шаг. Хотя по большей части мы пишем молча, на тонком уровне мы все-таки озвучиваем фонему (про себя), то есть переводим ее в артикулему. За этот процесс отвечает центральная извилина коры головного мозга. Она же отвечает за движение тела. Но чтобы что-то произнести, важно, чтобы артикуляционный аппарат работал к этому возрасту адекватно. То есть ребенок должен четко и ясно произносить все звуки. 


                        Дислексия или «невнимательный». Как распознать нарушения у школьника

Третий шаг. Мозг переводит артикулемы в графему. Услышав звук, ищет в памяти соответствующую букву, то есть наглядно изображает звук. За процесс обработки зрительной информации отвечает затылочная доля нашего мозга. При этом в процессе участвует вся зрительная система. 

Четвертый шаг. Графему необходимо перевести в кинему. По сути, вспомнить, как пишется буква, и изобразить ее рукой. А это уже двигательный процесс. Выходит, что ребенок проходит четыре этапа перевода слуховой информации в графическую. 

При этом мозг должен обеспечить оптимальный уровень тонуса, внимания, сосредоточенности, сохранить скорость обработки информации. Наконец, должна быть обеспечена произвольная регуляция. Я услышал и написал первую букву, затем вторую, третью… Иными словами, весь мозг участвует в обработке информации. 

Задача нейропсихолога, к которому приводят взрослого ребенка с проблемами чтения и письма, — выделить уровень, этап, найти, какая из низших функций дала сбой в обеспечении высших психических функций. Понять, почему ребенок не смог научиться, что изначально не так у него работает.

Где мозг выдает ошибку: в фонематическом восприятии, в контроле и управлении движением, в способности обрабатывать информацию — слуховую и зрительную… 

У одного ребенка фонематический слух прекрасно работает, но на письме проблема с пространственным образом буквы. В результате палочка от «Б» идет вниз, и «Б» превращается в «Д», а крючков у «И» становится три и она уже «Ш». Чтобы не писать лишнего, надо, чтобы включалась еще и функция торможения, а она по какой-то причине не включается. 

Почему возникают такие нарушения? 

— Причины дислексии и дисграфии лежат глубоко в развитии мозга ребенка. Другое дело, что дисфункция может быть врожденной или приобретенной вследствие серьезных поражений головного мозга. Четких и однозначных исследований я пока не встречала. 

Причин множество, и они могут быть разные. Но в конце концов все они приведут к тому, что навык чтения будет тяжело усваиваться. Как правило, не одно, а несколько нарушений более мелких функций в комплексе дают такую картину. 


                        Дислексия или «невнимательный». Как распознать нарушения у школьника

Например, ребенок может хорошо говорить и понимать обращенную речь. Но при обработке письменной речи он тратит намного больше энергии, поэтому возникает много ошибок. Также у этого ребенка может быть низкий темп двигательной активности, он может плохо регулировать свою деятельность. Он научится читать, но ему потребуется на это гораздо больше сил, чем другим детям.

У каждого человека с дислексией свое сочетание причин возникновения расстройства. Выявить то, где именно произошла поломка, и исправить — это большой труд.

5 игр, которые могут помочь ребенку с дислексией

Что делать родителям, если они подозревают, что у ребенка дислексия?

— Обращаться к нейропсихологу, который сможет найти проблемы в работе мозга и будет воздействовать на них точечно. Не нужно думать, что он станет просто учить читать. Например, нейропсихолог будет играть в образы букв, петь, чтобы развить фонематический слух, давать упражнения по актерскому мастерству для развития интонации.

Если затруднена обработка информации и образы букв не автоматизированы, то прикладывать усилия нужно и здесь. Одну букву мозг узнает и обрабатывает, а на вторую энергии уже не хватает. Нейропсихологи обладают комплексом методик для работы над слуховым восприятием, артикуляцией, контролем и управлением за движением руки. Это нейропсихологическая коррекция, которая поможет установить базу и начать ремонтировать все этажи до чтения и письма, то есть все, что обеспечивает эти сложные высшие психические функции.

В рамках школьной программы учителя могут скорректировать нарушения? 

— Увы, нет. Педагог может заметить, что у ребенка есть особенности. Но помощь должна оказываться индивидуально и системно, работы с учителем будет недостаточно.

Только специалист сможет определить, сформированы ли базовые функции у ребенка: фонематический слух, моторный контроль движения, зрительное восприятие образов букв.


                        Дислексия или «невнимательный». Как распознать нарушения у школьника

— Чем родители могут помочь ребенку? 

— Есть игры, которые развивают тактильный образ букв:

  • класть магнитные объемные буквы в мешочек и просить ребенка определять их на ощупь;
  • лепить буквы из пластилина;
  • строить буквы из магнитного конструктора;
  • складывать буквы из палочек и превращать в другие: из «Г» делать «Т», из «М» — «Ш».
  • Игры на зрительное восприятие:

  • рисовать буквы, пропуская части, и просить ребенка определить их;
  • точками рисовать буквы и попросить угадать, что изображено; 
  • писать короткие слова, одну из букв рисовать стертой;
  • писать буквы на спине ребенка, на руке, когда у него закрыты глаза. 
  • Такие игры помогут автоматизировать образы букв, чтобы ребенок не задумывался, как пишется та или иная буква. 

    Следующий способ — развитие артикуляции. Играйте в чтение по губам: загадывайте слова и произносите их без звука. «И» — вытягивайте губы в линию, «о» — складывайте трубочкой. Играйте в обе стороны. Если ребенок плохо артикулирует, то не поддавайтесь ему, пока вам не будет понятно.

    
                        Дислексия или «невнимательный». Как распознать нарушения у школьника

    Полезны игры на пространственное мышление. Для этого нужно перерисовывать буквы. Обращайте внимание, как ребенок рисует «В», «Б», «И», «Э». 

    Можно развивать интонирование. Пойте песни громко и тихо. Просите ребенка произносить одну и ту же фразу:

  • вопросительно, 
  • восклицательно, 
  • как будто смеешься, 
  • удивляешься, 
  • злишься. 
  • Все это можно и нужно делать дома, это поможет скорректировать базовые функции, которые определяют работу более сложных. 

    Фото: freepik.com

    Поскольку вы здесь… У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. ПОМОЧЬ

    Источник

    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии