Девочек в 7, мальчиков — в 8! Есть ли смысл отдавать детей в школу не по возрасту, а по полу
Дети
Многие родители до сих пор не определились: отдавать ли ребенка в школу в этом сентябре или подождать еще год. Может ли пол стать критерием, который позволит принять правильное решение?
Если бы возраст первоклассников был строго регламентирован, никому бы не пришлось задумываться над выбором даты поступления в школу. Но, согласно приказу Министерства просвещения Российской Федерации (от 02.09.2020 № 458), начать учиться дети могут как в 6,5 лет, так и в 8. Причем принять их раньше или позже тоже должны, если есть заявление родителей с объяснением причин. Вот и мучаются мамы с папами, делая важный шаг. Понять их можно: впереди годы учебы и от того, каким будет старт, зачастую зависит будущая успеваемость.
По статистике Российской академии образования, только 10% первоклассников в возрасте от 6 до 6,5 лет. Большинство детей — от 7 до 8 лет.
Моему сыну в этом году исполняется 6 лет. Он любит обезьянничать, кататься на самокате и вместе с другими мальчишками искать в кустах заснувшего монстра. Его ровесница Соня в этом время чинно прогуливается по дорожкам и рассказывает маме о книге, которую прочитала. Их общие друзья-двойняшки — Агата и Миша — знают алфавит и счет до 100, но о рюкзаке и школьной форме мечтает только одна из них. Второй плачет, как только теряет папу из вида.
Глядя на них, складывается впечатление, что девочки уже готовы к школьным будням, в то время как мальчикам не помешает провести еще один год дома или в детском саду. Так может стоит ориентироваться при записи в 1 класс не на возраст ребенка, а на его пол?
Содержание статьи:
Девочек раньше, мальчиков — позже
Нейробиологи подозревают, что еще в утробе матери мозг мальчиков и девочек развивается по-разному. На это влияют гены, гормоны и химические процессы. После рождения различия в органе разума подтверждают исследования ученых. Результаты МРТ показывают, что некоторые области женского мозга, такие как мозолистое тело, соединяющее оба полушария и хвостатое ядро, относящееся к структуре полосатого тела, растут быстрее и вырастают больше.
В дальнейшем, как отмечают ученые, девочки лучше владеют речью, эмоциями и склонны использовать оба полушария мозга для решения проблем. В отличие от мальчиков, у них раньше развивается мелкая моторика, поэтому держать карандаш и писать они начинают быстрее. Сверстники мужского пола в это время практикуются в прыжках и беге, так «велит» им мозг.
Поэтому, если не учитывать старания родителей и индивидуальные особенности каждого ребенка, мальчики и девочки одного возраста находится на разных стадиях развития. Несмотря на это, Диана Старунская, практикующий клинический психолог, говорит, что нет доказательств, убеждающих отдавать девочек в школу раньше, чем мальчиков: «Да, научные исследования подтверждают, что обучение мальчиков и девочек требует различных условий, но речь идет в первую очередь об условиях обучения, таких как температура в помещении, например. Для мальчиков важен более холодный температурный режим для поддержания их концентрации внимания и работоспособности. Однако я пока не встречала исследований, которые подтверждают необходимость отдавать детей в школу, исходя из пола».
Американская психологическая ассоциация отмечает, что мальчики чаще имеют проблемы с поведением, а девочки традиционно получают более высокие оценки.
С точки зрения науки все понятно, а как обстоит дело на практике? Обратимся к опыту родителей.
Личный опыт: «Не смотрит на доску, не слушает учителя»
Елена отдала сына в школу в 7,5 лет. Мальчик не ходил в детский сад, зато активно посещал развивающие занятия. Со сложной учебной программой — «школа 21 века» — справлялся хорошо, а вот с поведением начались проблемы. «Сын много отвлекался, хулиганил. Думаю, это особенность не возраста, а характера. Сейчас мы в шестом классе и, несмотря на все мои разговоры и увещевания, ничего не изменилось», — говорит она.
У Любови, которая отправила сына в школу в 6 лет, другие трудности. Ее ребенок не успевает за школьной программой и на фоне переутомления часто болеет. «Он усваивает информацию с опозданием ровно на учебный год, то есть получает хорошие оценки в 3 классе за те темы, которые проходил во 2 классе. А новые темы хоть триста раз объясни — не поймет», — жалуется она.
Сева пошел в 1 класс, как по расписанию, в 6,5 лет. Однако позднее об этом сильно пожалели родители. «Сейчас он во втором классе, и мы начали заниматься у нейропсихолога. Основная проблема с самоконтролем, вниманием и почерком. Никак не научится соблюдать все эти строчки и клеточки», — рассказывает его мама Евгения.
Похожие трудности и у дочки Ольги. В детском саду ей сказали, что девочка готова и ее можно отдать в школу по нижней границе нормы — в шесть с половиной лет. Уже за партой пришло понимание: поторопились. «Алина не смотрит на доску, не слушает учителя, как будто в облаках летает. Не понимает, например, почему на полях писать нельзя», — сетует женщина.
А вот у Юлии таких проблем нет. Обе ее дочери пошли в школу в разное время. Старшая — в 7.3 года, а младшая — в 6.6. Причиной тому индивидуальности особенности детей. «Я считаю, надо смотреть по ребенку. У меня было два критерия: отскакивание от зубов счета в пределах 10 и умение читать. В результате первый класс с удовольствием, и сейчас все хорошо», — гордится молодая мать.
С такой позицией согласна и Анна Беляева, основатель и руководитель Образовательного Пространства «Квазар». Педагог уверяет, что ни пол, ни возраст не является критерием, согласно которому можно определить готов ли ваш ребенок к школе:
«Вопреки распространенному мнению, девочки не всегда развиваются раньше мальчиков, а мальчики не всегда развиваются медленнее девочек. Этот процесс абсолютно индивидуален и может зависеть от множества факторов: как протекала беременность, как прошло ранее детство, есть ли психологические или физические травмы».
На старт, внимание… к школе готов!
Если на готовность ребенка к обучению, не влияют цифры в свидетельстве о рождении и бантики на голове, то как тогда понять, что пришла пора идти в школу. Учителя начальных классов предлагают ориентироваться на следующие тесты:
Рисунок человека. Попросите ребенка нарисовать человека. Обратите внимание, есть ли на рисунке пальцы, пупок, одежда, обувь. Чем он детальнее, тем выше общее развитие юного художника. Дети, рисующие человека в виде круга и черточек, психологически не созрели для учебных заданий, и школа может стать для них дополнительным источником стресса.
Графический диктант. Покажите ребенку геометрический рисунок, а затем предложите его повторить. Рисовать нужно не по памяти и не по образцу, а следуя устной инструкции взрослого. Например, отступи две клеточки вправо и нарисуй линию вверх на одну клеточку. Если ребенок много ошибается, он еще не созрел для инструкций и со школой лучше повременить.
Образец и правило. Начертите на листе геометрическую фигуру. Рядом поставьте несколько точек разного размера. Затем дайте ребенку задание соединить какую-то часть точек, чтобы получилась фигура как у вас, но с одним условием. Например, использовать только маленькие точки. Если ребенок не понимает требования, вам стоит записаться не в школу, а на подготовку к ней.
Первая буква. Разложите карточки с рисунками. Назовите букву и попросите ребенка найти картинку, начинающуюся с нее. Например, «К» = «Корова». Задание проверяет развитие фонематического слуха, и трудности с ним должны стать поводом для консультации у логопеда.
Если задания кажутся вам слишком сложными, есть более простой путь проверить готовность ребенка к школе с точки зрения физиологии. Попросите его достать рукой до противоположного уха через голову сверху. Получилось? Тогда в добрый путь!
Фото: Getty Images