MyLove24.ru

Должен ли ребенок помогать по дому

0 41

Совместные занятия родителей и детей укрепляют семью, формируют полезные привычки. Но уборка и другие рутинные дела, как правило, не входят в круг интересов подрастающего поколения. Чтобы родители не упустили важные моменты воспитания, надо понять, что именно должен делать ребенок по дому в разные периоды своего развития.

Должен ли ребенок помогать по дому

Почему дети должны помогать родителям по дому

Взрослые часто недооценивают возможности малыша и направляют свои действия не просто на помощь, а на замещение собственной активности ребенка. Так проявляется гиперопека. В дальнейшем это мешает формированию самостоятельности.

Самый простой пример — процесс одевания. Трудно найти родителя, который терпеливо ждет, пока малыш застегнет пуговицы или завяжет шнурки. А ведь в этот момент происходит обучение ребенка взаимоотношениям в семье, и он получает опыт адаптации в обществе.

Такая же картина наблюдается с выполнением любых хозяйственных дел, например, с уборкой игрушек. Папе или маме кажется, что только они могут обеспечить порядок должным образом.

Дома надо создавать положительное отношение к аккуратности, поощрять желание справиться без помощи старших. Выработать с ранних лет ощущение «я могу» — это значит сформировать полноценную способность к социальному взаимодействию.

2-3 года

Конечно, маленькие дети в силу физиологических особенностей еще многого не умеют. Это возраст не полностью сформированных вербальных отношений. Родителям трудно объяснить словами, что надо делать.

Должен ли ребенок помогать по дому

Малыш поливает цветы

Но малыш вполне в состоянии сложить разбросанные игрушки, вытереть столик или полить цветок при дружеском участии взрослого.

4-5 лет

Период интенсивного познания внешнего мира, вопросов, шалостей. Можно рассказать, что грязные вещи стирают в машине, и ребенок отнесет их сам. Он также способен:

Убрать посуду; Насыпать корм домашнему питомцу; Помочь приготовить обед; Разложить продукты из магазина; Вынести небольшой пакет с мусором.

Главное — все делать вместе, без нравоучений и окриков.

6-7 лет

Очень ответственный возраст для становления самостоятельности — подготовка к первому классу. Будущий школьник полон энтузиазма, он активно стремится к переменам, впитывает новые знания.

Семилетний ребенок может:

Собирать портфель; Делать домашние задания; Участвовать в приготовлении завтрака; Поливать цветы; Помогать разбирать пакеты с продуктами из магазина; Раскладывать вещи по своим местам; Мыть посуду.

Родителям лучше быть рядом, но ничего не выполнять вместо него.

 8-9 лет

Начало раннего подросткового периода. Ребенок уже не первоклассник, ему требуется больше доверия. Он способен:

Пользоваться стиральной и посудомоечной машинами, другой домашней техникой; Гулять с собакой, кормить ее; Убирать лоток; Выносить мусор; Чистить свою обувь; Готовить простые блюда, Помогать с уборкой.

В этот период выполнение домашней работы становится частью образа жизни сына или дочери. Если этого не происходит, надо приложить усилия, обсудить сложности, мягко контролировать и не забывать поощрять.

10-12 лет

Это годы интенсивного развития подростка, формирования новых социальных связей. Практически он может жить самостоятельно при должном внимании со стороны взрослых:

Должен ли ребенок помогать по дому

Мама и дочь готовят вместе Делать все школьные задания; Стирать, готовить; Выполнять требования гигиены; Выбирать одежду и покупать при совместных с родителями походах по магазинам; Мыть своего питомца; Убираться в доме; Накрывать на стол; Присматривать за младшими детьми.

От 13 и старше

Многое начинает меняться во взаимоотношениях подростка с внешним миром. Появляются референтные группы друзей, которыми он дорожит. Ценности родителей подвергаются пересмотру. Если дома не налажены дружеские связи, тинейджер может сильно отдалиться, и станет трудно привлекать его к общим заботам.

Теперь все обсуждения, что ребенок будет делать по дому, как он должен помогать родителям, проходят только с учетом его мнения. Подросток может без напоминания соблюдать режим дня, проявлять инициативу в домашних делах, участвовать в ремонте, обсуждать крупные покупки.

Развиваются эмоциональная сфера, понимание других людей, ответственность. Практически ребенок — полноценный помощник со своими обязанностями. Привлекая подростка к стирке или уборке, выберите вместе удобное время, объясните объем работы и контролируйте результат. Цените его усилия — так формируется навык самостоятельной жизни.

Как приучить ребенка выполнять обязанности по дому

Важный момент в трудовом воспитании — не отказываться от помощи ребенка. Родители не всегда замечают желание малыша участвовать в домашних делах и упускают возможности. А он будет думать, что так правильно: всю работу по дому выполняют взрослые. Возраст влияет только на виды обязанностей, а не на сам факт их выполнения.

Для дошкольников характерна игровая форма активности, что надо использовать для приучения к работе. Родителям желательно проявлять интерес к совместным занятиям, так воспитывается надежный помощник. Аккуратность — не врожденное качество, его надо развивать.

С более взрослыми детьми следует договариваться. Уважение чужого мнения проявляется в диалоге без упреков и замечаний. Подросток внимательно наблюдает за действиями взрослых, поэтому папа и мама должны демонстрировать умение справляться с домашними делами. Просто командовать не получится.

Должен ли ребенок помогать по дому

Личный пример папы

Топ-5 правил воспитания трудолюбия:

    Ставьте задания с учетом психофизиологических особенностей ребенка; Ничего не делайте вместо сына или дочери, даже если результат вас не устраивает; Договаривайтесь, проявляйте терпение, объясняйте, покажите, как правильно; Контролируйте без окриков и замечаний; Придумайте вознаграждение, поощряйте сам факт деятельности.

Уважение к личности растущего человека формирует трудолюбие значительно быстрее, чем принуждение.

Что делать, если ребенок отказывается помогать

Причины, которые заставляют сопротивляться хозяйственным обязанностям, хорошо известны. Психологи признают, что ведущую роль здесь играет стиль жизни семьи. В благополучном доме выполнение любых работ не вызывает споров между взрослыми, грязная посуда не остается на столе, а предметы обихода не валяются где попало.

Иногда домашние дела взваливает на себя только женщина. В этом случае мальчик вырастет с твердым убеждением, что работы по хозяйству — не мужское занятие.

Другие факторы, влияющие на отказ ребенка, связаны с нарушением взаимодействия:

Чувством жалости, непониманием возрастных особенностей; Неумением родителей объяснить значение домашних дел; Использованием методов принуждения или грубой формы обращения; Недостатком внимания к мнению ребенка; Отсутствием обратной связи, то есть поощрения; Неспособностью организовать игровую ситуацию для малыша.

Только личным примером взрослый человек может направлять деятельность ребенка в нужное русло. В доброжелательной атмосфере совместной работы не будет желания отказываться помогать папе и маме.

Приучение к домашнему труду начинается с понимания особенностей малыша, освоения родителями различных форм взаимодействия с ним. Не менее важно определить, что ребенок должен и может делать по дому самостоятельно. Взрослым надо развивать умения договариваться, контролировать и поощрять. Соблюдение этих условий позволит сохранить теплые семейные отношения и воспитать успешного человека.

Источник

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии