«Дочь-подросток разрисовывает себя ручкой»
«Правмир» отвечает на вопросы читателей Дарья Рощеня Матвей Берхин 29 апреля, 2024 29 апреля, 2024. Дарья Рощеня Матвей Берхин «Правмир» отвечает на вопросы читателей
Подросток разрисовывает себя ручкой. Что это — мода, форма тревоги, прикол или бунт? Могут ли шпаргалки на коленях или цветы на запястьях привести к тому, что ребенок захочет сделать татуировку? Отвечает семейный психолог Матвей Берхин.
Вопрос. Заметила, что дочь-подросток в последнее время на себе что-нибудь рисует. То шпаргалки на коленках, то цветочки, часы, цитаты из фильмов на запястьях. Даже в пространстве между пальцев рук у нее какая-то тайнопись. Считает, что ничего в этом нет особенного, все так делают. Это вообще нормально? Почему подростка тянет себя разрисовывать? Боюсь, попросит разрешить набить татуировку, но для меня это уже слишком. Мы и из-за этих рисунков уже ругаемся.
Содержание статьи:
Почему дети рисуют на себе?
Если рисование ручкой на теле — единственная особенность, которая обращает на себя внимание, не стоит рассматривать ее как признак чего-то плохого. Вероятно, это помогает подростку справляться с напряжением во время уроков. Не исключено, что ребенку эстетически нравится то, что получается в результате такого творчества.
Безусловно, между рисунками, татуировками и идеей неприятия собственного тела есть связь. Когда человек бессознательно или сознательно не принимает свое тело, когда оно кажется каким-то не таким, возникает стремление его исправить. Бывают случаи, что татуировки делаются по этой причине, но не чаще, чем по иным соображениям.
У меня нет статистики, поэтому говорить, что подросток, рисующий на себе цветочки, себя не принимает, я не стал бы. Вряд ли шпаргалки на коленках однажды перерастут в желание набить татуировку. И даже тайные знаки в пространстве между пальцами сами по себе ничего не означают. Скорее всего, имеет место другое: «Я — это материал для рисования, который всегда под рукой». Если подросток еще и ручкой рисует, то это рисование дает довольно интенсивные физические ощущения.
Творчество плюс физические ощущения делают процесс привлекательным способом справиться с эмоциональным истощением во время урока.
Это сродни качанию на стуле, грызению ручки или ногтей. Такие привычки почти всегда имеют объективные предпосылки и лежат в плоскости эмоциональных и физических перегрузок. Так дети сбрасывают стресс.
В духе доброжелательного любопытства можно обсудить с подростком ситуацию. Спросить, почему рисовать на себе ему так увлекательно. Аккуратно предложить иной способ снимать напряжение. Например, можно подарить красивый блокнот, раскраску-антистресс, какие-то сложные по фактуре материалы, на которых интереснее рисовать, чем на себе самом.
Если привычка становится мешающей, при желании ее можно заменить на другую. На ту, которая в аналогичных ситуациях помогала бы ребенку взбадриваться. Можно катать колючий шарик между пальцами, мять пресловутую жвачку для рук. Ну и всегда можно рисовать на однокласснике, у которого родители не напрягаются по этому поводу.
Проверьте ребенка на тревожность
В случае с детьми крайне важно обращать внимание, изолирован ли симптом или имеет сопутствующие признаки тревоги. Например, ребенок не только рисует на себе, но с трудом засыпает или жалуется на беспокойство. Регулярно встревоженно спрашивает про грядущие события.
Или вы часто слышите от него: «Ой, у меня скоро будет опрос по истории. Мне надо серьезно подготовиться». «Кошмар, через неделю контроша по биологии, а я ничего не знаю». Если замечаете, что дочь всегда тщательно, усиленно, чрезмерно готовится к чему-то, что считает важным. Если не может отпустить учебу, позволить себе расслабиться, разрешить себе сдать экзамен не на высший балл — это признак повышенной тревожности. Для вас это сигнал, что ребенок нуждается в поддержке.
Вообще, для меня главный эксперт всегда сам ребенок. Можно спросить его напрямую: «Слушай, бывает такое, что сидишь на уроке и понимаешь, что последние 15 минут ничего не слышишь? Или вроде хочешь выполнить задание педагога, но не получается сконцентрироваться?» Если ответы будут положительными, стоит обратить внимание:
На мой взгляд, в 12 лет на шестом уроке естественно быть истощенным, неспособным полноценно сфокусироваться на теме. Если расписание уроков — это данность, то не лишним будет обсудить с ребенком эффективные способы отдыха на переменах. Если на перемене он читает книжку или доделывает домашнюю работу, полезно проговорить конкретные способы отдыха, которые позволят быть более собранным во время занятий, в первую очередь физическую активность.
Отделите тревогу от человека
Полезным шагом может стать экстернализация — отделение тревожных мыслей от самого подростка. Используйте простой прием: «Когда к тебе приходит тревога, каковы твои мысли? Что говорит тебе тревога?» Это должен быть разговор в благоприятный момент, когда все участники спокойны и не раздражены. Главный фокус — на атмосфере, позволяющей подростку поделиться переживаниями.
Не всегда полезно глубоко уходить в тревожные сценарии, но порой продумать до конца последствия все-таки стоит:
— Отчего ты переживаешь?
— Боюсь, не сдам экзамен, ОГЭ, ЕГЭ.
— Так может быть. Но что тогда произойдет?
— Меня выгонят из школы, не поступлю в вуз…
— Что тогда?..
Бывает полезно обсудить способы, помогающие справиться с тревогой: «Что тебе помогает, когда к тебе приходит тревога? Какие есть признаки, что ты со всем справишься? А как обычно заканчиваются такие периоды? Кто из друзей лучше всех тебе помогает?»
Бывает и наоборот, тревога первична (как нарушение биохимии в мозге), а предмет, к которому она «цепляется» — вторичен. Тогда предмет тревоги не так важен: мозг сам находит, о чем потревожиться. Именно поэтому стоит сфокусироваться и отыскать способ справиться с волнением. Сначала заметить: «Похоже, я начал тревожиться». Затем использовать то, что помогает. Это может быть дополнительный час сна, чистая вода (не менее полутора литров в день), умыть лицо и ополоснуть руки холодной водой, дыхательная гимнастика.
Исключите депрессию
Конечно, рисование на себе может быть не только условно тревожным признаком, но и условно депрессивным состоянием.
Я замечаю, что у подростков с депрессиями бывает непреодолимое стремление вдохнуть жизнь через внешнее.
В моем окружении молодые взрослые именно в период депрессии решаются покрасить волосы в яркий цвет или больше наряжаются.
Это не значит, что цветные волосы и татуировки всегда признак депрессии, но такое поведение и правда бывает способом себя взбодрить. Проходя мимо зеркала, лишний раз заметить нечто яркое в себе, бросающееся в глаза, — это добавляет энергию, которой человеку остро не хватает. Иными словами, рисунки на теле могут быть косвенным признаком депрессивного состояния.
В этом случае стоит смотреть не только на то, как подросток спит, ест, какую физическую активность выбирает, но и на общий фон настроения. Проанализируйте, часто ли ребенок бывает веселым, довольным жизнью. Не перестал ли общаться с друзьями, не потерял ли интерес к спорту, не бросил ли любимые танцы. Если симптомы оказываются выраженными, не стоит пренебрегать обращением к психиатру, который прояснит природу проблем и найдет адекватные способы помощи.
Если признаки не такие явные, достаточно бывает поговорить с ребенком: «Похоже, тебе приходится непросто в последнее время. Есть ли что-то, что мы можем сделать для тебя? Чем тебе помочь?»
Беспокоит или просто раздражает?
Стоит понять еще один важный момент. Рисунки на теле — это проблема для родителя или все-таки для ребенка? Например, ребенок занимается танцами. На выступлениях следы от ручки становятся заметны судьям. Они снижают баллы за несоответствие участника соревнований стандартам. Это одна ситуация.
А бывает, у родителей есть личные ограничения. Например, маму могут раздражать расписанные запястья, потому что «это выглядит неопрятно», «ассоциируется с тюрьмой», «мозолит глаза», в целом, вызывает негодование из-за вечно испачканных чернилами рубашек. В этом случае проще поменять привычку подростка, чем взгляд мамы.
Повторюсь, работать с привычкой нужно в духе доброжелательности. «Заметила, у тебя появилась привычка разрисовывать себя ручкой. Ты танцовщица, и это становится проблемой. Я бы хотела, чтобы ты заменила привычку менее вредной или более полезной. Давай подумаем вместе, в каких ситуациях тебе хочется рисовать на себе и что бы ты могла делать вместо этого?»
Предпосылкой такой беседы всегда должен быть теплый контакт, удачный момент и готовность подростка разговаривать про личное. Выберите время, когда вы и ребенок никуда не торопитесь, не раздражены, нет конфликтного фона и напряжения дома. Это должна быть ситуация спокойствия, когда можно поговорить без наездов и взаимных упреков.
Иллюстрации: нейросеть Midjourney
Ваш вопрос лучшим специалистам об образовании и воспитании детей
Поскольку вы здесь… У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. ПОМОЧЬ