MyLove24.ru

Нервно-психическое и психологическое развитие ребенка от первых дней до года

0 21

В начале жизни развитие малыша происходит невероятно быстро и является фундаментом дальнейших успехов. Задача каждого любящего родителя в этот период – оценивать, направлять и корректировать состояние младенца. В этом поможет знание особенностей психического развития ребенка первого года жизни.

Нервно-психическое и психологическое развитие ребенка от первых дней до года

Как малыш растет и развивается с рождения до года. Критерии оценки нервно-психического развития

Нервно-психическое развитие (НПР) – это ряд показателей, которые помогают оценить, насколько правильно ребенок растет, изменяется, совершенствуется и взаимодействует с окружающим миром.

Уровень малыша оценивается по 5 основным направлениям:

слуховой и зрительный контакт – проверяются реакции на световые и шумовые раздражители; эмоции; формирование крупной и мелкой моторики – как происходит развитие движений и ловкость манипуляций с предметами; становление речи – первые звуки и понимание слов; навыки и умения осознанных действий – оценка навыков самообслуживания и понимания причинно-следственных связей.

Существуют общепринятые критерии того, что должен уметь малыш в определенном возрасте. Знание этого поможет как родителям, так и педиатрам понять, насколько гармонично растет младенец и сравнить его уровень с принятыми нормами. А при выявлении каких-либо отклонений, попытаться нивелировать их своевременной коррекцией, играми и упражнениями.

Возрастные характеристики являются лишь ориентирами, но никак не жесткими рамками. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), отклонения по тем или иным параметрам от таблиц с критериями на период до 90 дней – это вариант нормы.

Когда каждый день важен – оценка ребенка первого года

Всего за 365 дней организм крохи проделывает огромную работу. Происходит настоящая эволюция – от маленького беспомощного новорожденного до самостоятельной личности любопытного непоседы.

Такие высокие темпы развития требуют пристального внимания и самого бережного отношения со стороны взрослых.

Нервно-психическое и психологическое развитие ребенка от первых дней до года

Оценка развития ребенка до года по месяцам

Здесь главное – установить с младенцем крепкие эмоциональные и социальные связи, выработать индивидуальный план занятий, и не предъявлять завышенных требований.

Для этого важно хотя бы кратко знать, что должен уметь карапуз в каждый месяц первого года жизни.

 10 дней жизни

Это только начало пути, но уже значимая веха для новорожденного. В этом возрасте можно посмотреть наличие или отсутствие безусловных рефлексов, а также реакции на свет и звук.

Крохи уже умеют:

обращать внимание на движущийся объект; реагировать – вздрагивать и моргать – при резком и громком звуке.

Безусловные рефлексы в полном объеме способен оценить только педиатр, но наиболее важные из них необходимо знать и родителям.

К ним относится:

    Сосательный рефлекс – оживление при кормлении с характерными движениями языком; Поисковый рефлекс – если дотронуться до уголка рта новорожденного, голова сразу поворачивается в сторону раздражителя; Хватательный рефлекс – младенец может крепко сжать указательные пальцы мамы или папы; Рефлекс ползания – если положить кроху на животик и дотронуться до его ступней, он резко оттолкнется и продвинется вперед; Защитный рефлекс – в положении на животе малыш автоматически поворачивает голову набок и даже пытается ее приподнять, чтобы не препятствовать дыханию.

Любые занятия с новорожденным должны происходить спустя 2 часа после кормления и продолжаться не более 5–10 минут.

18–20 дней жизни новорожденного

Эта декада жизни характеризуется новыми достижениями:

зрение становится более осмысленным – появляется фокусировка на крупных неподвижные предметы, движения глазных яблок становится плавным; эволюционирует слух – при громком и раздражающем звуке грудничок перестает плакать – так называемое слуховое сосредоточение.

Новорожденный более адекватно реагирует на внешние раздражители.

4 недели жизни

Младенец уже перерос период новорожденности и уверенно двигается дальше.

Основные навыки этого возраста:

кратковременная, но осмысленная фиксация взгляда на предмете; осознанная реакция на источник звука; первая улыбка и звуки – «гуление» – в ответ на слова взрослых.

Нервно-психическое и психологическое развитие ребенка от первых дней до года

Малыш 1 месяц

Появляются попытки удерживать голову в положении лежа на животе.

8 недель

Рост продолжается, и восьминедельный младенец уже умеет:

подолгу следить за предметами, поворачивать голову в направлении громких звуков; осмысленно улыбаться родителям и повторять отдельные звуки; удерживать голову из положения на животе до 15 секунд.

Тренировать малыша в положении лежа на животе можно прямо с рождения, и тогда к 8 неделям юный спортсмен уже уверенно будет держать голову.

3 месяца

Это важный этап в оценке уровня нервной системы и выявлении возможных нарушений и отклонений. Характерная черта этого возраста – появление комплекса оживления. В ответ на эмоции родителей малыш начинает улыбаться, активно гулить, двигает руками и ногами.

Среди других умений:

попытки удержать голову, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого, и уверенное поднимание головы в положении на животе с упором на предплечья; неосознанные манипуляции с предметами – задевает игрушки, если они на уровне его груди, теребит уголок пеленки.

Для социального развития характерно появление эмоциональных реакций на других людей.

4 месяца

Малыши этого возраста;

начинают узнавать близких – комплекс оживления начинает работать не только на родителей, но и на других членов семьи; реагируют на музыку – оживляются при веселой, успокаиваются при медленной; лучше управляют руками – вертят игрушки, могут поддерживать бутылочку при кормлении.

Реакция на других людей становится более осмысленной и оживленной.

5 месяцев

Начинает совершенствоваться кора головного мозга – малыш будет радовать новыми умениями буквально каждый день.

Появляются такие важные умения, как;

брать предметы и удерживать их в руке; подолгу лежит на животе с опорой на вытянутые руки, умеет переворачиваться со спинки на животик, хорошо стоит, если поддерживать его под мышки; начинает есть с ложки более густую пищу; долго и активно гулит.

Необходимо помнить, что умения не всегда появляются в точно обозначенный срок. Если какое-то умение запаздывает – значит надо уделить этому большее внимание и обязательно сказать об этом педиатру.

Серьезная веха – полгода

Младенец постепенно становится все более эмоциональным и социально адаптированным, появляется лепет.

Также грудничок научился:

хорошо держать игрушки и перекладывать их из руки в руку; переворачиваться с живота на спину и потихоньку ползать; сидеть с поддержкой.

Нервно-психическое и психологическое развитие ребенка от первых дней до года

Малыш в 6 месяцев сидит с поддержкой

Улучшаются навыки самообслуживания – карапуз хорошо ест с ложки и проявляет интерес к пользованию чашкой.

7 месяцев

Наступает время удивительных изменений и открытий.

Формируются навыки:

производить осознанные манипуляции с предметами – не только перекладывать, но и стучать ими друг о друга, размахивать и бросать; понимать простые слова; активно лепетать – произносить часто повторяющиеся слоги; ползать и уверенно сидеть: пить из чашки или поильника.

С каждым днем младенец проявляет больше самостоятельности и все больше осознает себя как личность.

8 месяцев

Начинается этап активного психомоторного развития.

Для этого возраста характерно:

увеличение самостоятельности – карапуз уже может сам сесть, сам встать у опоры и ползать в разные стороны; появление подражаний жестам взрослого – «ладушки», «пока-пока»; появляются осознанные игры – мячик катается, кубики ставятся; повышенный интерес к другим детям.

Идет формирование речи – появляется ясное произношение отдельных слогов, улучшается понимание односложных вопросов.

9–10 месяцев

Маленький умник начинает откликаться на свое имя и уже может выполнять простые просьбы.

Совершенствуется двигательная активность. Малыши начинают ходить у опоры и при поддержке за руки, появляются плясовые движения под музыку.

Другие навыки также радуют родителей. Среди них:

долгая игра в положении сидя и разные манипуляции с вещами; имитация звуков животных, дифференциация предметов по форме; улучшение самообслуживания – хорошее владение чашкой.

Нервно-психическое и психологическое развитие ребенка от первых дней до года

Ребенок в 9-10 месяцев может пить из чашки

В этом возрасте можно начинать осваивать навык чистоплотности – приучать к горшку.

11 месяцев

От беспомощного младенца не осталось и следа. Дети этого возраста – энергичные исследователи пространства.

В этом возрасте шалуны умеют:

ходить с поддержкой за одну руку; целенаправленно играть – надевать кольца на пирамидку, катать машинку, появляются игры с сюжетом; произносить первые простые слова и понимать речь, в том числе и запреты.

Проявляется избирательное отношение к людям.

Первый юбилей

Позади долгий путь роста и ежедневных новшеств. Именно в это время и педиатр, и родители склонны подводить итоги всего того, что малыш уже умеет делать.

Годовалый ребенок с нормальным нервно-психическим развитием на многое реагирует как взрослый человек, и достижения его значительны.

Годовасики способны:

узнавать себя и близких на фотографиях; понимать простые причинно-следственные связи и закономерности; выполнять просьбы и подражать родителям в социальном поведении; играть в сюжетные игры; самостоятельно ходить; говорить до 10 простых слов; проявлять активный интерес к другим людям; хорошо есть ложкой и пить из чашки.

Нервно-психическое и психологическое развитие ребенка от первых дней до года

Годовалый ребенок — первые шаги

Для того чтобы малыш развивался в пределах нормы, особое внимание следует уделять его психологическому состоянию. Ведь большинство психологических травм и проблем у взрослых родом из раннего детства, когда формируются и закладываются основы психики.

Особенности психологического развития детей первого года жизни

Часто родители знают все о физическом состоянии своего чада, его навыках и умениях, но совсем не интересуются формированием психики. Распространено мнение, что младенец – это просто маленький взрослый и относиться к нему нужно соответствующе.

Но это в корне неверно. Малыш – это чистый лист, который впитывает в себя из окружающего мира психологические модели и паттерны поведения, и его психика подчиняется особым законам.

Как развивается детская психика

Чтобы вырастить и воспитать ментально здоровую и уравновешенную личность, важно понимать специфику и закономерности психического развития ребенка первого года жизни.

Основные из них:

    Определенный темп – индивидуальный на каждом этапе и для каждого ребенка; Метаморфозы развития – все не так, как у взрослых, и с этим обязательно нужно считаться. Неравномерность – развитие происходит не плавно, а скачкообразно. Наличие высших психических функций – психика формируется не по внутренним индивидуальным законам, а под воздействием со стороны внешней среды.

Эти тезисы высказал Л. С. Выготский, который также доказал необходимость совмещения психологии и педагогики в единый процесс.

На основе этих знаний современными учеными разработаны ориентиры нейропсихологической оценки детей разных возрастов.

Этапы формирования психики

Первый год – это период адаптации и приспособления. Новорожденный узнает окружающий мир, а родители познают глубину личности своего карапуза.

В этом состоянии младенец неотделим от семьи, особенно от мамы, поэтому здоровая и спокойная обстановка в этот период играет ключевую роль.

Нервно-психическое и психологическое развитие ребенка от первых дней до года

Малыш в начале жизни неотделим от мамы

А не волноваться лишний раз родителям поможет знание основных моментов психологического состояния младенца в разные этапы его взросления.

Градация состояний психики в первые месяцы жизни приведена условная, при допущении идеальных условий внешней среды. В реальности каждую новую эмоцию или изменение психологического состояния крохи надо оценивать с учетом индивидуальных особенностей и конкретной жизненной ситуации.

Первые 4 недели жизни

Основная задача новорожденного – приспособиться к новым условиям существования. Большую часть времени он проводит во сне, на внешний мир реакция минимальна и интуитивна.

Мама полностью обеспечивает все потребности грудничка, который психологически находится в состоянии всемогущества. Ведь все его желания удовлетворяются при малейшем недовольстве.

8 недель

Младенец начинает различать лица взрослых, улучшается зрительный контакт. Идет зарождение симбиотической связи, благодаря которой мама воспринимается крохой как продолжение самого себя и гарант сытости, спокойствия и безопасности.

3 месяца

Появление комплекса оживления – важная веха в нейропсихическом становлении личности. По сути – это осознанная эмоциональная реакция на лицо и руки матери.

У карапуза улучшается подвижность конечностей, происходит расширение границ его интересов. Формируется восприятие внешнего мира как наличие объектов за пределами собственного тела.

4 месяца

Достигнут пик единения матери и ребенка. Возрастает потребность в эмоциональном общении. На фоне этого еще больше расширяются границы окружения.

Нервно-психическое и психологическое развитие ребенка от первых дней до года

Малыш в 4 месяца радостно узнает маму

Уходит ощущение всемогущества – психика младенца претерпевает значительные изменения.

5 месяцев

Кроха хорошо узнает лицо и голос мамы, понимает эмоциональную окраску речи. Улучшается сенсорика и тактильные ощущения, что приводит к увеличению познавательных потребностей.

Полгода

Для этого возраста характерно появление признаков дифференциации. Грудничок начинает понимать, что он и мама – не одно целое, формируется деление окружающих людей на знакомых и незнакомых.

У полугодовалого непоседы можно выделить целый ряд настоящих взрослых эмоций – радость, грусть, обида, страх, проявляются черты будущего характера и темперамента.

7 месяцев

Усиливаются познавательные процессы внешнего мира и формируется подготовка к процессу сепарации – отделения ребенка от матери. Это связано с введением прикорма.

8 месяцев

Наступает психоэмоциональный перелом – страх потери. Шалун может долго плакать, если мама уходит или просто потеряв ее из виду. Не стоит пугаться такой излишней привязанности – это нормальный период взросления и определения границ безопасности.

9-10 месяцев

Идет процесс осознания собственной личности. Маленький гений отлично понимает, чего он хочет, и может пытаться манипулировать взрослыми.

Увеличивается спектр испытываемых эмоций.

Нервно-психическое и психологическое развитие ребенка от первых дней до года

Эмоции малыша в 9-10 месяцев уже настоящие

Непоседа начинает быстро ползать и самостоятельно определять границы своего мира, но волнуется, если не видит матери в поле зрения.

11 месяцев

Наступает период прямохождения, когда карапуз чувствует себя взрослым. Параллельно идет процесс социального подражания. Но близок первый серьезный кризис – крах ощущения всемогущества и протест против этого. Шалун может становиться непослушным и истерикой реагировать на запреты.

Ребенок крайне чувствителен к внешнему эмоциональному состоянию. Поэтому спокойное и уверенное поведение – самый эффективный способ справиться с любыми детскими капризами.

Год

Ребенок – уже маленький самостоятельный человек, перед которым открыт целый мир. У юного исследователя возрастает познавательная активность и формируется речь. Он открывает для себя новые границы внешней среды, но мама еще необходима, как источник силы и гармонии. Идет начальная стадия формирования индивидуальности.

Родительская любовь, внимание, забота и понимание важности каждого происходящего момента помогут малышу успешно преодолеть все трудности первого года жизни и двигаться вперед, навстречу новым достижениям.

Источник

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии