«Купила ему абонемент в спортзал, не могу заставить заниматься». Что сработает, если подросток игнорирует спорт
13 мая, 2025. Дарья Рощеня Матвей Берхин Психолог Матвей Берхин разбирает родительские стратегии
Старшеклассник объедается чипсами, вечерами сидит за уроками, а в любую минуту — переписывается с друзьями в чатах, лежа на диване. Как родителям добавить в жизнь подростка спортивную активность? Разбираем разные стратегии с семейным психологом Матвеем Берхиным в новом видеопроекте «Правмира».
Содержание статьи:
Как убедить подростка заниматься?
Если ставить вопрос «как убедить», то ответ — «никак». На человека 15 лет практически невозможно воздействовать напрямую. У родителей уже не остается рычагов к этому возрасту. Трехлетку я мог взять за руку и отвести на спортивную секцию, семилетнего ребенка могу убедить заниматься физкультурой силой отцовского авторитета, но в 15 лет я уже ничего не могу поделать. Только повысить вероятность того, чтобы подросток занялся физкультурой.
Личный пример поможет?
Заниматься физкультурой полезно. И можно попробовать тренироваться самим в надежде, что личный пример поможет подростку. Но это один из способов, который может не сработать. У этой стратегии минимальные риски. Ее можно попробовать в первую очередь, если родители не занимаются спортом.
Что будет, если рассказать подростку о последствиях лишнего веса?
Такая стратегия указывает на изменения внешности подростка, если они уже есть, а также на негативные последствия. Это может помочь. Но рисков уже больше.
Указание на лишний вес подростка может привести к развитию расстройств пищевого поведения (РПП), я был бы с этим аккуратен. Это может быть опасно для физического и ментального здоровья. Идеи РПП бывают заразительными. Их может запустить любой триггер, даже неосторожные слова.
Если занятия спортом кажутся ребенку недостижимым шагом, то разговор о негативных последствиях может еще больше снизить мотивацию.
Когда мне говорят: «Поднимись на Килиманджаро, иначе ты не выживешь», — и для меня это что-то нереальное, то мое состояние ухудшается, я смотрю на мир еще мрачнее. И получается скорее обратный эффект.
Как мотивировать к тренировкам?
Я рекомендую обсуждать позитивные последствия занятий спортом. Но в формате интервьюирования подростка. Есть технология мотивационного интервью, ее мы можем применить. Диалог полезен, а нравоучения неэффективны.
Спросите подростка: «Если бы ты вдруг начал заниматься спортом, как ты думаешь, чем это было бы для тебя полезно? Если пофантазировать?» Если для ребенка важна внешность, то он скажет о ней. Если сила, выносливость — они прозвучат. Такой разговор может поднять его мотивацию. И в таком формате он несет меньше рисков.
Мы пытаемся в диалоге обнаружить внутреннюю мотивацию и, насколько это возможно, поддержать.
А если просто купить кроссовки и записать в спортзал?
Мне кажется, это вполне логичная идея. Родитель предлагает уже готовое решение — выбрал спортзал, форму, вид занятий. Это вполне может помочь ребенку дойти до зала и заняться спортом.
Риск здесь в том, что инвестиции пропадут, если подросток не согласится. Поэтому сначала нужно поговорить с ним.
Хороший разговор получится, если у ребенка есть какая-то минимальная заинтересованность.
Во-первых, если у нас с подростком хороший контакт, в целом он готов прислушиваться к тому, что говорит родитель, хочет проводить со мной время, чем-то со мной делится иногда. И второе — тема спорта не вызывает у него резкого неприятия. Он на позиции: «Да, возможно, было бы неплохо».
Как построить разговор дальше? Спрашиваем: «Слушай, мне кажется, хорошо бы тебе заняться спортом. Что ты об этом думаешь?» Выслушиваем. Если в целом ребенку эта перспектива кажется реальной, то продолжаем: «Как ты думаешь, какая спортивная активность тебе бы подошла?» Когда ответит, уточняем: «Чем я могу тебе помочь, чтобы эта спортивная активность состоялась? Хочешь, вместе поищем какую-нибудь секцию? Хочешь, вместе будем ходить? Хочешь, я узнаю, куда ходят твои друзья?» То есть нужно выслушать, помочь подростку самому сформулировать свои мысли по этому поводу и предложить организационно-финансовую помощь.
Как приучить подростка к утренней зарядке?
Ежедневная утренняя зарядка дается сложнее, чем спортзал два раза в неделю. Потому что ты должен сам себя организовать, у тебя нет среды, которая располагает к тренировкам. И гораздо больше людей тренируются в спортзалах и секциях, а не дома.
Если зарядка необходима, то нужно узнать, какова мотивация подростка. Есть шкала, в которой 10 — «я очень хочу», а 0 — «ни за что не буду». И между 3 и 4 есть точка — «ладно, я готов попробовать». Если мотивация ниже этой точки, то родители ничего не смогут сделать.
Не в наших силах залезть подростку в голову и вложить туда мотивацию.
Остаются поощрения и дисциплинарные меры (ограничение карманных денег, экранного времени). Первое работает лучше, чем второе, но оба менее действенны, чем внутренняя мотивация. Если зарядка — вопрос серьезных изменений здоровья, то можно прибегать и к этим способам.
Еще можно попробовать делать зарядку вместе. И родители многое узнают о себе. Даже маленькие шаги действительно трудно делать регулярно. Не только подросткам, но и взрослым.
Фото: pexels.com
Поскольку вы здесь… У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. ПОМОЧЬ